|
[С.Полье, Мск, 06.05.18] Отношение к парфюмерии у всех разное. Это ни тайна, ни секретная мудрость – это факт. Тривиальный, но от этого не перестающий быть верным. Однако всегда можно выделить наиболее расхожие стереотипы и сказать, что «в основном люди относятся к ароматам так-то и так-то». В основном к парфюмерии унисекс отношение двойственное: дамы с радостью применяют то, что предназначено и мужчинам, а сильная половина фыркает, мол, фу, бесполые духи. Так ли это? Кому и когда подойдут унисексовые композиции? Почему у «бесполых» иногда очень даже проявляется гендерная принадлежность? Давайте разбираться.
|
«Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины».
Вольтер
Считается, что унисекс в фешн-индустрии стал развиваться с 1960-х годов. Это часто связывают с изменениями роли женщины и мужчины в обществе, всевозможными протестами против сложившихся устоев и т.п. Что касается моды – все это, возможно, и так. Но с духами иначе.
Парфюмерия изначально вовсе не делилась по половым признакам. Разумеется, слова «унисекс» еще не существовало, но это ничуть не мешало духам подходить одновременно и женщинам, и мужчинам.
Изготовление духов в Древнем Египте
Стереотипы существовали всегда, и порой они разительно отличались от сегодняшних. Например, в средневековой Франции цветочные запахи считались вполне себе мужскими. Аромат розы какое-то время и вовсе считался ольфакторным воплощением мужественности, а настоящие восточные (и по сути, и по месту создания) ароматы стали разделять по полу относительно недавно. Это скорее связано с их массовым выходом на европейские рынки, чем с переосмыслением вопроса самими парфюмерами.
Вот лишь несколько фактов-примеров:
- Первые из известных духов Creed - Royal English Leather, которые в самом бренде относят к 1781 году, во всех современных справочниках значатся в категории «унисекс».
- Cuir de Russie Guerlain – изначальный, 1872 года – так же считается унисексовым, что не мешало уже с начала ХХ века выпускать под маркой Герлен конкретно женские парфюмы.
- Первый из известных Guerlain’ов - Eau de Cologne Imperiale относят к женским ароматам, но при его появлении половая принадлежность не указывалась, просто со временем именно дамы стали его покупателями. При этом, если посмотреть на состав (множество цитрусов + древесно-пряная база), то сейчас бы такой парфюм вполне мог бы попасть в разряд мужских.
Современное издание Creed Royal English Leather
И таких примеров можно найти множество, а разделение по полам у большого числа старых духов в современных справочниках – это скорее дань настоящему времени. Нельзя не принимать во внимание и маркетинг – под старыми названиями нередко продают совсем новые духи.
Итак, с историей вкратце разобрались. Что же говорит нам настоящее? Что такое сегодня унисексовые композиции: принципиальное сглаживание «половых признаков» или нечто другое. Однозначного ответа не будет! Под общей категорией «унисекс» может скрываться многое.
В эту категорию я отнес низкокачественный ширпотреб. Да, немало нынче производителей, которые количество предпочитают качеству. Надо выпустить N композиций в год – пожалуйста! Смешали дешевые ингредиенты, разлили по флаконам – нате вам, пользуйтесь. «А для кого это?». – вопрошает условный Директор. «Да кто ж его знает! Пусть будет унисекс. Сейчас это модно», - отмахивается маркетолог, и начинает массовую рекламную кампанию.
Чтобы не быть обвиненным в предвзятости, я не буду приводить примеров таких невзрачных компотов. Каждый, кто хоть немного разбирается в парфюмерии, знает их сам. И, к сожалению, много. Унисекс ли это? Официально – да.
Однако лично для меня более существенен вопрос: парфюмерия ли это?
Есть и такие. И во многом это уже более интересный подход. То есть перед нами попытка специально создать аромат «без пола». Что это: дань моде, «гендерный протест», желание угодить сексуальным меньшинствам – не принципиально. Главное другое – парфюмеры специально работают над созданием духов, стирающих половые границы.
Это может нравится или нет, как и сам результат. Но в данном случае перед нами плод труда, творчества, мысли, что уже само по себе интересно.
Пример? Ну, кто у нас позиционирует себя чуть ли не создателем унисекса? Первым на ум приходит Calvin Klein и его коллекция CK One. Первый CK One 1994 года и все «лимитки» этой серии изначально унисексовые, однако до 2016 года основные фланкеры линии выходили парами: мужской и женский. С Calvin Klein CK One Gold (2016) разделения прекратились. Композиции вновь стали унисексовыми.
Сюда я бы отнес ароматы похожие на предыдущие, но позиционирующие себя странным образом. То есть они не указаны как унисекс, а имеют свой пол. Вместе с тем, в результате неудачного, с моей точки зрения, эксперимента, получили противоположный характер.
Сюда можно отнести чрезмерно сладкие «мужские» парфюмы с ароматами пирожных, женский композиции с виски и табаком или нечто похожее. Но так как официально это не унисекс, то и останавливаться на данной категории не будем.
Это дань современным технологиям. Если кто и стоит максимально далеко от того «унисекса», который сложился изначально, то это ароматы, обретающие пол. Создавать их сложно, но суть проста: некоторые элементы формулы в состоянии распознавать микрофлору кожи, и в зависимости от этого формировать уникальное, свойственное только конкретному человеку, звучание.
реклама:
Аромат, который играет неповторимыми нотами. Это интересно само по себе, хоть у данного подхода и много критиков. Есть даже мнения, что все это коммерческий обман, и никаких «обретающих пол» не существует. Но на то мы с вами и люди, чтобы иметь «собственное мнение» по разным вопросам.
В контексте данного материала важно одно: если аромат получает индивидуальное звучание, то логично предположить, что на мужчине он будет мужским, а на женщине – женским.
Геза Шоен
Самый распространенный пример - Molecule 01 от Геза Шоена с его знаменитой молекулой iso-e-super. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что это молекула не его изобретение – появилась она значительно раньше, но именно благодаря ему была доработана и обрела огромную популярность.
Пожалуй, эта часть унисексовых ароматов наиболее близка к первоначальным. Эти духи не стирают границ, не смешивают гендерные различия – они просто никогда их не имели. Они вообще никак не связаны с этими понятиями, так как посвящены конкретным ингредиентам, которые с одинаковой симпатией / антипатией могут восприниматься людьми любого пола.
Любите сандал? Вот вам сандал. Чуть приукрашенный второстепенными компонентами, но солирует именно он. Чей сандал: мужской или женский? Сандал, простите за банальность, того кому этот запах нравится, а остальное ерунда. Нравится уд? Амбра? Лаванда? Все, что вам угодно. Таких ингредиентов, которые изначально нравится всем, множество. Не говоря о такой «креативности» некоторых парфюмеров, как запах жженой резины, новой машины, «червей, вылезших после теплого дождя» и т.п.
В качестве примеров можно привести нишевые парфюмы или дорогие брендовые коллекции: Dior Maison Collection, Armani Prive, Hermes Hermessence и другие. Конечно, некоторые композиции в этих сериях имеют пол, но большинство унисексовые.
Это моя личная классификация, и возможно, многие найдут еще какие-то категории, а другие, наоборот, скажут, что вполне достаточно двух: нравится или не нравится. Все версии имеют право на существование. Я лишь хочу подчеркнуть, что в этой парфюмерии существует множество прекрасных композиций, и пресловутого слова «унисекс» бояться не стоит (хоть, честно сказать, и сам его недолюбливаю).
Увидеть всю парфюмерию этой категории в нашем справочнике можно нажав на кнопку:
Сергей Полье,
специально для проекта Ваш-Аромат.ру