|
Развивающие игрушки – это целая большая игровая серия. И все они служат цели обучения и развития ребенка. Развивающая функция заложена в самом игровом действии: чтобы достичь игрового результата, нужно приложить интеллектуальное усилие. Психологический механизм развивающих игрушек действует мобилизующим образом: для решения конкретной обучающей задачи включаются все ресурсы, задействуется комплекс свойств (мышление, внимание, память, воображение). Например, старая добрая пирамидка – самое эффективное средство развития детского интеллекта. Ребенку нужно соотнести элементы по величине, цвету, скоординировать свои действия, направить внимания.
|
При взаимодействии с крупными деталями развивающих игрушек происходит становление образного мышления и мнемической деятельности. А этот вид мышления является ведущим в возрасте до 7 лет. Совершая предметные действия, ребенок корректирует двигательную память, отвечающую за речь, письмо, моторную координацию. Манипулируя с отдельными элементами развивающих игрушек, ребенок непроизвольно развивает аналитико-синтетические способности, научается решать интеллектуальные задачи разными способами (путем проб и ошибок, путем двигательного соотнесения, путем планирования своих действий). И все эти способы полезны в последующей учебной и поисковой деятельности. На этой основе работают игрушки с различными втулками и вкладышами или логические диски.
Интерактивные развивающие игрушки построены на принципе опережающего действия. Некоторые из них являются эквивалентами настольных игр нашего детства. Например, интерактивные детские планшеты, где следует спрогнозировать свое действие под реакцию игрушки и вызвать эту реакцию. А это уже механизм интеллектуального планирования, который полезно развивать с 4-х лет. Интерактивные образные игрушки создают основание и регулируют игровую деятельность ребенка, помогая выстраивать игровую линию по определенным законам.
Кроме того, для ребенка 3-6 лет при организации совместной или индивидуальной игры нужны атрибуты, помощники, которые бы подсказывали сюжет игры и определяли дополнительных участников. Интерактивные атрибутивные игрушки оптимально справляются с этой задачей. Взяв в руки интерактивный руль, ребенок понимает, что стал водителем автобуса, и должен отправиться к следующей остановке по мере наполнения салона.
Специально для ВА-Проектов консультацию проводил специалист:
|
Мартьянова Галина Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент МГПУ, психолог-консультант
Центра дополнительного образования детей и взрослых "Моя Планета"
|
|
|
|