Фото, видео и другие материалы получены из открытых источников. В случае претензий правообладатели могут сообщить о своих правах на e-mail: info@vash-aromat.ru и, после подтверждения, материал будет убран.
Некоторые рекламные материалы могут относиться к категории 18+
Восточные ароматы: секреты и ошибки, советы и история
[С. Полье, Мск] Восточные духи. При одной этой фразе фантазия невольно рисует барханы Ближнего Востока, роскошные сады оазисов, знойных одалисок, жаркие дни и густые, насыщенные благоухания, появившиеся много веков назад. Какой он, ориентальный парфюм (от английского orient – восток)? Наверное, любой ответит – это сладкие и очень громкие запахи, как правило, звучащие ладаном, миррой, пряностями, мускусом. Это правда. Но это лишь часть правды, и наша с вами задача узнать как можно больше об этих чудесных и очень популярных группах парфюмерии.
На этот раз не буду уделять истории особо много времени. Лишь напомню, что сведения об использовании благовоний известны примерно со времени появления культур. И Древний Египет, и Эллада, и Древний Рим – во всех этих цивилизационных проектах сведения об ароматах присутствуют, и нередко им уделяется большое значение в жизни общества. Уверен, и Гиперборея, если она действительно существовала, не обходилась без специальных запахов, но это уже мое предположение – фактов по этому поводу практически нет.
Однако древние цивилизации пали. Стали развиваться новые. На смену Римской империи пришли полудикие европейские страны, где до определенного времени ни о парфюмерии, ни, чего уж тут скрывать, о нормальной гигиене ничего не слышали. До середины XV века еще держалась Византия (Восточная Римская Империя). На Ближнем Востоке в эту пору вовсю развивалась молодая цивилизация.
Вот эти два факта нам и нужны:
Византия, с парфюмерными традициями, пришедшими из Древнего мира.
Ближний восток, с бурно развивающимися ароматическими традициями, зародившимися еще в древние времена.
Византия до своего падения охватывала многие народы, но принято считать, что их благовония все же относятся к ритуальным, церковным, в первую очередь к ладану, сандалу. Но и Ближний Восток приемлет (и принимал тогда) эти или близкие ингредиенты. Наверное, и пряности, свойственные обоим мирам, находили свое отражение в ароматах. К чему это я?
Предположительно, парфюмерия и Восточной Римской Империи, и ближневосточных стран того времени скорее всего была очень похожей, и наиболее приближенной к тому, что сегодня считается восточными духами.
У народов нынешней западной Европы парфюмерные традиции были утрачены.
В Византии и на Ближнем Востоке они продолжали развиваться.
Через какое-то время европейцы перестали быть вонючками. Вернее, научились на том этапе маскировать неприятные запахи рукотворными ароматическими веществами. В чем причина появления парфюмерии в Европе? Крестовые походы! Именно из этих захватнических рейдов и привезли духи, и научились заново их производить.
Очевидно, что развитие европейской парфюмерной традиции пошло по своему пути – сегодня это совершенно разные композиции. Но ясно и то, что изначально духи Европы были тем, что сегодня принято называть восточной парфюмерией. Так что можно смело говорить о давнем родстве всех имеющихся групп.
Если бы все было просто, мы бы с вами легко определяли понятия восточной парфюмерии по традиции Ближнего Востока:
Восточная парфюмерия - это сладкие, насыщенные, громкие ароматы, включающие в себя ладан, мирру, мускус, сандал, уд, пряности и другие аналогичные ингредиенты. Однако современный мир часто вносит путаницу в определения. Вот и под понятием «восток» сейчас подразумевают далеко не только арабские страны.
Разве государства Юго-Восточной Азии не именуют так же восточными? Разве внутри них, при существующих традициях, к примеру, Индия и Китай – это одни и те же запахи? И разве вместе они похожи на ближневосточные? Однако все запахи этих стран смело относятся современностью к восточной парфюмерии.
Как разобраться, как понять какой именно восток имеется в виду? Я возьму на себя смелость предложить свою классификацию ориентальных ароматов сегодняшнего дня:
Примерное наименование духов
Описание
Арабские
Те, что максимально похожи на старую традицию Ближнего Востока. Султаны, гаремы, караваны в пустыни, полуобнаженные танцовщицы и прочие шахерезады – этот ряд и вызывает ольфакторные ассоциации: масла, благовония, ладан, уд и т.д. Именно эти ароматы чаще всего и называют восточными.
Персидские
Похожи на предыдущие, но все же имеющие ряд отличий. При всей схожести, могут смещать акценты в сторону пряностей и цветов. Причем нередко используются цветы и свежие травы, виды которых не применяются арабами.
Индийские
С одной стороны, все близко к предыдущим. И мирра, и ладан и другие ингредиенты вполне могут быть использованы и здесь. Как и специи. Но именно в них (пряностях, специях) и скрыто главное отличие – все любители индийской кухни знают, что их не перепутать ни с чем. И главная смесь, конечно, кари.
Китайские
Это подгруппу главное не перепутать со страной производителем. Массовый перенос производств в Китай вполне может предоставить нам традиционную европейскую парфюмерию Made in China. Не говорим мы и об откровенных подделках. Речь о многовековых ароматических традициях этой страны: цветы, фрукты, травы. Часто все это высушенное, т.к. применялось в виде саше (ароматизация помещений). Другие ориентальные ингредиенты? Вполне могут использоваться, но акцент все же не на них.
Японские
Очень распространенные и крайне популярные сейчас ароматы. Однако совсем еще недавно (до XIX - ХХ века) в Японии не было своей ярко-выраженной парфюмерной традиции. По крайней мере в нашем ее понимании - что-то жгли, что-то смешивали, чем-то несомненно пользовались. Однако сегодняшняя японская парфюмерия – это привнесенный европейский парфюм, замиксованный с местными традициями.
Возможно, это и не все подгруппы – предложите еще, рассмотрим вместе. Но ясно и другое – каждое из предоставленных направлений ориентальных запахов очень своеобразно. А еще все они, с легкой руки маркетологов, могут именоваться восточной парфюмерией. То есть такая терминология может практически ничего не сказать покупателю о неизвестных ему духах.
Конечно, это не отрицает и удачного комбинирования подгрупп внутри указанных, а также и внутри привычных семейств. Просто восточный аромат можно встретить гораздо реже, чем, например, восточно-цветочный или восточно-пряный. И хваленая «громкость» ориентальных духов в современном мире может быть очень условной.
Уд – это однозначно восточный ингредиент. Причем объединяющий все перечисленные подгруппы, т.к. добывается и используется во всех указанных странах. Часто можно встретить информацию, что уд и агар, агаровое дерево – это одно и то же. Это не совсем так. Уд – это некое вещество, которое добывают из последствий инфекционного заражения агарового дерево. Не вдаваясь в подробности, уд – это черная болячка, созданная смолой дерева в ответ на инфекцию внутри ствола.
Образуется сырье в течение нескольких лет, поэтому натуральный уд очень дорогой ингредиент. Дорогой и… безумно популярный в мире. Его всегда использовали в парфюмерии, но благодаря таланту Пьера Монталя его обожают теперь во всех странах, и сказать к какой именно подгруппе относится уд невозможно.
В России, кстати, уд менее популярен, чем в других странах. Точно не знаю почему. У меня есть только пошловатая версия, связанная с лингвистической памятью :) Дело в том, что в древнерусском языке слово «уд» обозначало то (и в той же грубой форме), что сегодня значит ненормативное словцо из трех букв, которое дурачки зачем-то пишут на заборах. Что-то мне подсказывает, что за предложение «пахнуть удом» на Руси можно было хорошенько огрести…
Согласитесь, не самое удобное, когда поклонник арабских ароматов приобретет себе духи с запахом китайских сушеных трав. Или жаждущий аромата кари, купит запах сакуры. Все это обманутые ожидания. А значит зря потраченные средства.
Читая описания неизвестных восточных духов, обращайте внимания на следующие моменты:
Состав. Это очевидно. Наличие тех или иных ингредиентов даст примерное понимание направления внутри ориентальной группы.
Название. Это может и не самый лучший способ, понимая желание производителей продавать побольше. Но иногда все довольно очевидно: если, например, духи называются «Запахи Японии», то ждать от такого восточного аромата чего-то арабского стоит вряд ли.
Страну бренда. Здесь снова речь не о стране выпуска, а о месте создания. Как бы не стремился, к примеру, один арабский бренд выйти на европейский рынок с европейскими ароматами, свой арабский ольфакторный отпечаток они все равно несут.
И, конечно, главное – пробовать. Этот факт никто и никогда не отменял и не отменит. Только вы, только ваш нос, только ваш вкус имеют решающее значение. Остальное лишь помощь предварительно определиться, отфильтровать из миллионов неизвестных духов, те, что следует попробовать.
Теперь немного о практических навыках. Часто появляется вопрос, мол, как же так выходит, что духи, созданные в жарком климате Востока, подходят для холодной погоды в России и других соседних стран, а летом, наоборот, могут казаться чрезмерными?
Да, климатические различия очевидны. Но с ними связаны и совершенно иные моменты. Чем жарче, тем больше потоотделения, тем сильнее должен быть парфюм, маскирующий человеческий запах. Конечно, гигиена сегодняшнего дня – это не средневековый кошмар. Однако есть такая банальная до глупости, но тем не менее истинная логическая цепочка: чем жарче, тем больше хочется пить – чем больше жидкости поступило в организм, тем больше вышло, в т.ч. и потом – чем больше пота, тем больше запаха, который хочется скрыть. Сидеть весь день в ванной могут только единицы.
У нас ситуация схожая, но:
Во-первых, жара все же не такая сильная, даже в самых южных регионах.
Во-вторых, большую часть времени мы проводим в помещениях, и других ограниченных пространствах.
В тепле парфюм раскрывается сильнее – это факт. Но то, что хорошо арабу в пустыне, вряд ли подойдет русскому (украинцу, белорусу, татарину, чеченцу и др.) в условиях тесного офиса или комнаты. В жару такой хорошо раскрывшийся запах может быть чрезмерен – и это так же неоспоримый факт.
Отсюда следует и еще одна норма. То, что хорошо для прохладной погоды, вовсе не обязательно подойдет для зимы в любом ее проявлении. В помещении чаще всего тепло, и восточными духами можно неплохо «придушить» коллег по работе или однокашников в аудитории, даже если за окном февральский Сургут.
Верно и обратное, если ваша сегодняшнее местопребывания - это огромный бальный зал, а добираться до него надо по морозцу, ориентальный аромат может оказаться как нельзя кстати. Так и получается, что один и тот же аромат подойдет для жителя Ближнего Востока в самую жару, а для россиянина в холод. Что русскому хорошо, то арабу… тоже подойдет, но при иных условиях.
В завершении мой нелюбимый из-за своей относительности, но необходимый раздел – примеры ароматов указанного семейства. Давайте и его рассмотрим по подгруппам.
Для понимания современной японской парфюмерии стоит ознакомиться с Shiseido или Annayake. Первый из них, кстати, и является тем, кто принес в Страну восходящего солнца европейскую парфюмерию, а второй и вовсе ориентируется на рынок Европы.
Чтобы увидеть все ароматы восточного семейства в нашем справочнике, достаточно нажать на кнопку:
Старый уже, немного поверхностный, но все же показательный новостной сюжет Вы можете посмотреть на коротком видео:
Своих восточных любимцев, как и всегда, вы можете размещать в комментариях. Там же можно задавать вопросы или просто умничать ;-) Надеюсь, что с еще одним семейством парфюмерии все стало хоть немного, но яснее. Осталось пожелать всем здоровья и успехов.
Приятного вам аромата!
Сергей Полье,
Специально для Ваш-Аромат.ру
В качестве иллюстрации использован коллаж из материалов, найденный в свободном доступе в сети Интернет.
При использовании материалов гиперссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Все экспертные оценки являются субъективными мнениями авторов. Все фото кликабельны.
У нас всегда можно узнать о новинках парфюмерии, где купить женские духи и мужские духи, парфюмированная и туалетная вода, одеколоны, дезодоранты и много других представителей прекрасного Мира Парфюмерии.