|
[С. Полье, Мск] «Деревяшки» - именно так, с любовью, часто называют древесные ароматы их поклонники и поклонницы. Казалось бы, что может быть проще – парфюмерия с нотками древесины и принадлежит к этой распространенной группе. Но разве в мире ольфакторных чудес бывает прямолинейное и простое? Конечно, нет.
И вот, перебирая свои коллекции, мы находим композиции с нотами древесины, но к древесному парфюму не относящиеся. Другие, напротив, ничего общего с этим материалом не имеют, но отнесены к древесному семейству. Что же, если есть вопрос, давайте найдем и ответ.
|
К древесным ароматам относят парфюмерию, акцент в которой сделан на ноты древесины. При этом в качестве «деревяшек» могут выступать не только непосредственно деревья (их древесина), но и другие ингредиенты, имеющие схожие запахи.
То есть на первый взгляд все просто – есть в общем букете древесная составляющая, значит парфюм может считаться принадлежащим в рассматриваемому семейству. Но это только на первый взгляд. И, как часто бывает, он слишком упрощенный.
Вот наглядный пример из современности. Scent Of Kiss от Armand Basi 2019 года – очередная «помада», видимо долженствующая конкурировать с Yes I Am от Cacharel, вышедшей годом ранее. Мы с вами сейчас не будем их сравнивать ни по запаху, ни по флакону, да и вообще о качестве говорить не будем. Примечателен тот факт, что в базе «Запаха поцелуя» есть и сандал, и и пачули, и кедр. Куда уж «деревянистей»? Но духи справедливо отнесены к цветочно-ориентальному семейству, и далеко не все вообще ощущают в композиции присутствие древесных нот.
Armand Basi Scent Of Kiss, 2019 год
Вывод один – наличия древесных нот в композиции вовсе не означает ее принадлежности к древесной группе. Нужно, чтобы «деревяшки» не просто присутствовали, но и играли главную или одну из главных ролей.
Разные. Причем разные настолько, что с первого «взгляда» не всегда подумаешь, то это ноты одной группы. Со временем понимаешь, что общее у них все же есть.
- Они терпкие.
- Они часто сладковатые.
- Их можно назвать бархатистыми, но без резких (как, к примеру, у цветов) акцентов.
По ощущениям я бы сказал, что это спокойные ноты, успокаивающие, создающие чувство комфорта. Приятная штука, честно говоря.
Это очень традиционные ноты, их используют с начала появления парфюмерии, но с их помощью создают и совершенно новые, необычные и непривычные ароматы. Но об этом мы еще поговорим дальше.
Что чаще всего относят к «деревяшкам»? Полный перечень, наверное, дать невозможно, но наиболее используемые перечислим:
Нота
|
Описание
|
Сандал
|
Один из самых известных ингредиентов. Сладковатый, сливочный, чувственный, с тонким ароматом растительного мускуса.
|
Уд
|
Он же агаровое дерево, агар, райское дерево и пр. Экзотическое растение с насыщенным специфическим ароматом древесины.
|
Кедр
|
Знаменитые хвойные растения.
|
Сосна
|
Ветивер
|
На этих ингредиентах остановимся подробнее чуть ниже.
|
Пачули
|
Сандаловое дерево
Это лишь крупный мазок на картине «деревяшек». Используют и дуб, и березу, и кипарис, и множество других исходников, включая безликие «древесные нотки».
Нет, далеко не все. Если сандал, дуб, кипарис, береза и т.д. – это реальные деревья, то в других случаях на сцену выходит некая тематическая схожесть. К примеру:
- Пачули – это кустарник. Образно его можно отнести к «деревьям», но суть в том, что для парфюмерии чаще используют листья этого растения. При этом зелень действительно обладает интенсивным своеобразным ароматом, который отнесли к рассматриваемому семейству.
- Ветивер – это и вовсе злак. А в производство идет его корень. То есть ветивер, что называется, «ни разу не дерево», но тем не менее из-за запаха принадлежит к «деревяшкам».
- Бергамот. Да, не удивляйтесь, что я вспоминаю этот фрукт. Кроме характерного цитрусового запаха, в аромате можно услышать древесные оттенки. Наверное, именно поэтому бергамот чаще других цитрусов попадает в начальные ноты композиций.
Есть и обратные ситуации. К примеру, Уд можно назвать особенной «деревяшкой». Что он дерево никто не поспорит, но его запах настолько особенный, что иногда ароматы с акцентом на уд смело относят к ориентальным (восточным) духам, даже не упоминая древесную суть ингредиента.
Это мы уже «проходили». Как сделать духи известно давно, и древесные ароматы тут не исключение. Чаще из обработанной (а порой и подкопченной) древесины получают масла. Очень, кстати, стойкие и приятные. Далее все по общей схеме.
Надо только заметить, что некоторые древесные ингредиенты (вернее, полученные из них составы) могут использоваться и как фиксирующие вещества. Поэтому древесные ноты так часто и используются в базовом звучании композиций.
Странно, но иногда у читателей возникает вопрос, чем отличаются древесные ароматы от фужерных и даже шипровых. Логика такова: фужеры напрямую ассоциируются с лесом, шипры – то же, пусть и со специфическим. А лес – это деревья. А деревья – это… ну, вы поняли. Дальше дело техники связать деревья и древесные ноты.
Это в корне неверная логика. И шипровые, и фужерные композиции имеют связь с деревьями, как с растениями, как с совокупностью запахов, которые они издают. Тут и кора, и листья, и цветы (если есть), и растущий на них мох, и травы вокруг. Древесные ноты, если они не отнесены к семейству по причинам «похожести», это запах непосредственно древесины, если угодно срубленного (спиленного) дерева на месте среза.
Можете провести такой эксперимент (но лучше, чтобы вас никто не видел, а то могут не понять ;-) ):
Подойдите к березе, и принюхайтесь. Можете понюхать непосредственно кору, листья. Потом поднимите упавшую веточку (желательно свежую), надломите ее и поднесите к носу место излома. Согласитесь, это совершенно иной запах. Именно его и можно отнести к древесным нотам.
В нише можно встретить моноароматы, посвященные древесным нотам. Есть композиции, где на «деревяшках» сделаны основные акценты. Но все же чаще используются комбинированные группы цветочно-древесные, древесно-фужерные, древесно-пряный и т.д. Причем второе семейство может определять гендерную принадлежность духов. Как правило:
- Древесно-пряные – это мужские ароматы.
- Цветочно-древесные – женские.
- Древесные фужеры нередко бывают унисексовыми.
Можно проследить определенную закономерность и по интенсивности:
- Древесно-восточные – густые, вечерние.
- «Деревяшки» и кожа – круглосуточные, но традиционные, классические.
- Зеленые ноты и дерево – чаще свежие, облегченные, нередко оригинальные (экспериментальные, неординарные).
Конечно, все это довольно относительно, и исключать появления «легкого древесного Востока» нельзя, как и цветочно-древесных мужских ароматов. О половом различии «деревяшек» и поговорим далее.
Что общего? «Деревяшки» общие. Что же еще! При этом ингредиенты часто используются одинаковые, а вот результат разный.
Женские, как уже говорилось, чаще формируются добавлением нежных цветочных оттенков, мужские – пряностями, кожей, ориентальными нотами. В этом и различия.
Очень мне понравился этот термин – девочки-оммажницы (от фр., homme [ɔm] – мужчина) – который употребила в комментариях одна из постоянных читательниц. Произошло это при обсуждении еще одного явления современности – парфюма Раммштайн Кокаин, если кому-то это важно.
Нас же интересует суть термина – оммажницами были названы женщины, любящие и выбирающие мужские ароматы. Таких очень много, и связана такая любовь чаще как раз с запахами древесных нот – именно их обожают женщины такого склада.
Почему? Да, просто нравится! Нет в этом никаких отклонений или «ольфакторных гермафродитов» - все совершенно в норме. Просто в мужских парфюмах «деревяшки» чаще акцентированы, не смазаны, не сбиты цветочными запахами. Многие производители специально выпускают их в категории «унисекс», чтобы не смущать дам, правда это довольно спорное решение, т.к. унисексовая парфюмерия своим названием нередко отпугивает мужчин.
Кстати, парфюмерные стереотипы постоянно меняются, и гендерная составляющая в том числе. К примеру, пару веков назад в Европе роза считалась мужским запахом (по некоторым данным в арабском мире так считают до сих пор). А древесные ноты? Правильно, женскими. Что будет в будущем? Сказать сложно.
Это просто забавное наблюдение. Шаблоны и стереотипы продолжают не только появляться, но и упрощаться. Еще недавно было достаточно сложно предположить запах какой-то новинки до ее теста, только по описанию. Сейчас, особенно в мужских древесных ароматах, все очевидней.
Что чаще всего предлагают мужчинам из древесных парфюмов (речь в первую очередь о люксе)? Содружество с пряностями. Что еще? Немного «фужерности», и в первую очередь лаванда.
Давайте проведем еще один эксперимент, теперь интерактивный. Ходить в лес, нюхать деревья больше не придется, не переживайте. Мы просто посмотрим, что в нашем справочнике соответствует этим параметрам: древесные, пряные, с лавандой. Выведем все на одну кнопку – нажмите, чтобы появились результаты (чтобы открыть в отдельном окне, кликайте, удерживая ctrl):
Заметили, все они (в подавляющем большинстве) мужские. Некоторые уходят корнями в середину ХХ века, но остальные совсем современные, включая популярные новинки. Так что как бы нас не пытались убедить, что тренды нынче на зеленые парфюмы, производителей не обманешь, они будут выпускать то, что актуально сейчас, то, что можно легко и выгодно продать. И это дерево + фужер + лаванда.
Меня нередко ругают, что я не люблю приводить конкретные примеры ароматов. Это справедливо. Не люблю. Одно дело рассуждать в общих категориях, и совсем иное, когда дело касается реальных композиций, каждая из которых воспринимается индивидуально, и то, что слышать одни, другие могут не ощущать в принципе.
Однако обойтись совсем без примеров было бы, наверное, неправильно. Так что вот вам несколько классических примеров древесных ароматов:
Женские:
Мужские:
Унисекс:
Даже при таком ограниченном количестве примеров, разнообразие очевидно. Вот такие вот непростые «деревяшки». Но тем по всей видимости они и нравятся огромному числу людей, что найти себе любимца может практически каждый.
Хотите видеть все древесные ароматы нашего справочника? Нет ничего проще – нажмите на кнопку:
Напомню, что полученные результаты можно фильтровать по бренду. Так вы сможете не только найти все духи, но и сократить поиск до любимого производителя.
Не стесняйтесь пробовать новое, не бойтесь ошибиться. Только так вы познаете мир парфюмерии во всей красе.
Будьте здоровы, и приятного вам аромата!
Сергей Полье,
Специально для Ваш-Аромат.ру
В качестве иллюстрации использован коллаж из материалов, найденный в свободном доступе в сети Интернет.