Фото, видео и другие материалы получены из открытых источников. В случае претензий правообладатели могут сообщить о своих правах на e-mail: info@vash-aromat.ru и, после подтверждения, материал будет убран.
Некоторые рекламные материалы могут относиться к категории 18+
Обонятельная память: что это и как можно использовать?
[С. Полье, Мск] Наверное, у каждого в жизни были моменты, когда неожиданно возникшие запахи пробуждали какие-то воспоминания. Например, порыв ветра принес откуда-то ароматы свежей выпечки, а вы подумали не о том, что хорошо бы перекусить, а вспомнили какие вкусные пирожки пекла ваша бабушка, какой милой женщиной была, и как весело вы проводили время летом у нее в деревне.
Да, это обонятельная память. Догадаться несложно. Но почему именно бабуля, а не, к примеру, университетская столовка или условное утро в Париже, где вполне могли царить схожие запахи? Почему это так важно, и без ольфакторной составляющей наши эмоции были бы неполноценны? И, наконец, как все это поможет сузить поиск при выборе новых духов? Давайте разбираться, но предупреждаю, тема не из легких, хоть я и постараюсь упростить ее по возможности.
Обонятельная (ольфакторная) память – это общий термин, часто применяемый как для обозначения способности запоминать конкретные запахи, так и ассоциированные с ними события в прошлом, а также возможность представлять комплексы из различных ранее известных ароматов, в том числе новые парфюмерные композиции.
Уже из определения понятно, что под одним термином могут скрываться три на первый взгляд разных явления:
Собственно, память на запахи. Например, все, кто много раз ел апельсины, без труда вспомнят / представят как они пахнут.
Возможность будоражить воспоминания не самих запахов, а связанных (часто неочевидным образом) событий. Тот же запах свежей выпечки и лето в деревне.
Наконец, главное для нас – способность представлять некие «смеси» знакомых запахов для определения примерного звучания такого микса. Речь о первом представлении о незнакомых духах.
Последнее несомненно более интересно, но одновременно и наиболее сложно, и неоднозначно. Без первых двух пунктов нам с этим не разобраться.
Чтобы проще понять сложное, начнем с простого. Представим на мгновение отсутствие запаха в восприятии, например, лесной земляники. Нередко можно слышать суждения, что ольфакторная составляющая второстепенна, косвенна, не является одной из главных в общем букете восприятия. Главные факты о предмете – это «холодное» описание в «главных» параметрах: вид, форма, цвет, вкус (при отсутствии запаха вкус все же сохраним в нашем примере, хоть полноценным он не будет).
Что же такое земляника без запаха? Нечто съедобное, мягкое, красное с черными «точечками», кисло-сладкое. Достаточно ли этого для полноценного восприятия? Конечно, нет. В мире много маленького, красного и кисло-сладкого. Точной идентификации такой набор ощущений не даст – это однозначно. Значит, не будут полноценными и воспоминания о землянике, и о произошедших событиях, связанных с ней. Даже ответ на вопрос «что такое земляника?» на уровне личных ощущений не будет полноценным.
Аналогично и с подменой запахов. Здесь все еще более очевидно. Просто представьте, что вы едите землянику, держа перед носом рыбу. Согласитесь, это будет уже нечто совсем иное, а не привычная и любимая ягода.
Сергей Полье, автор проекта Ваш-Аромат.ру
Научные исследования. Косвенным подтверждением этого являются и множественные эксперименты, доказывающие, что отсутствие возможности воспринимать запахи (например, из-за болезни) практически во всех случаях вызывает депрессию. Причем значение имеет сам факт «ольфакторной неполноценности», а не качество запахов или симпатия / антипатия к ним.
Заявляя, что обоняние вообще, и обонятельная память в частности, являются одними из важнейших в «палитре ощущений», я вовсе не хочу сказать, что другие неважны. Наоборот, именно в совокупности всех мы имеем «полный набор», и одни ощущения в состоянии вызвать в памяти другие.
Яркий пример – апельсин. Вы можете увидеть его на экране монитора, и в принципе, вспомнить как он пахнет. А можете наоборот – понюхать его в темноте или с закрытыми глазами, и довольно точно представить как он выглядит. Сюда же можно отнести и тактильную память, и многие иные проявления ощущений.
Встречается такой термин, и встречается часто. В нем есть довольно много фактологических несоответствий, но в целом то, о чем говорится в связи с т.н. феноменом Пруста интересно уже потому, что почти каждый проходил это на себе.
Сергей Полье, автор проекта Ваш-Аромат.ру
Феномен Пруста или прустианский эффект – так часто называют эффект комплексного воспоминания о каком-либо событии, возникшем из-за услышанного запаха. Название феномен получил в честь французского писателя Марселя Пруста, описавшего похожую сцену в одном из своих произведений.
Народная молва лишала Пруста памяти, и заставляла «вспомнить все» из-за каких-то запахов. Ему приписывали чуть ли не научные открытия в данной области. Но все значительно проще. Герой его произведения, как-то смочив пирожное в чашке с чаем, вспомнил давние события, произошедшие с ним. Да, и роман написан от первого лица, и многое в нем, вероятно, автобиографическое, но все же речь о художественном произведении.
Марсель Пруст
Но сама эта сцена настолько понятна и автору, и читателям, что нет сомнения – нечто аналогичное ощущали многие. Пусть не всегда осознанно. Интересно, что согласно этой теории, воспоминания, навеянные запахом, не фрагментарны – наоборот, это целостная картина с использованием ресурса визуальной, вкусовой, осязательной, тактильной памяти. Еще интересно, что при нескольких ассоциациях с конкретным запахом, вспоминается одно конкретное событие.
Исследования, которые проводились на тему воспоминаний, пробужденных запахами, единогласно подтверждают, что вспоминаются не все случаи, где данные ароматы участвовали, а исключительно первые. Часто именно детские. Выводы, которые сделали ученые, сводятся к тому, что дети действуют во многом неосознанно. В них нет еще той взрослой логики, или скорее «логики», основанной на некоем опыте и знаниях. Как это ощущается нами в детстве интуитивно, так и запоминается.
В нашем взрослом «здравомыслии» много знаний, опыта – все это действительно необходимо, но все это может быть забито навязанными стереотипами, выработанными привычками и даже ошибочными тезисами, так или иначе укрепившимися в нашем сознании. Дети в этом смысле – чистый лист. На нем рисует сама природа.
Память на запахи тем более яркая, чем больше в нас живой природы, и тем менее эмоциональны ассоциации, чем больше во всем этом «здравомыслия». Я не считаю, что надо бросить цивилизацию и уйти в леса. И здравомыслие для существования человека необходимо, но специально писал его выше в кавычки, так как уверен – в базис наших знаний, на котором мы основываем логические цепочки своих выводов, очень часто вплетены вещи, навязанные обществом (например, тренды, мода, материальные актуальности, если угодно). Все это прибивает что-то пусть и наивное, но и естественное. В детстве такого не было. Поэтому и те воспоминания более эффектны, более ярки, а значит и всплывать они будут первыми.
Сергей Полье, автор проекта Ваш-Аромат.ру
Я опять погрузился в занудство. Приношу извинения. Но эта апелляция осязательной памяти к детству как раз и была доказана упомянутыми исследованиями. Мой знакомый как-то назвал это «эффектом Питера Пена», и я готов был согласиться с данным термином, но позже выяснилось, что такое название носят довольно серьезные психологические, если не психиатрические проблемы. Поэтому пусть останется без названия. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Но дело вовсе не в самом детстве. Наиболее яркая ольфакторная память связана с первым случаем встречи с запахом. Если выпечка с такими ароматами впервые была встречена у бабушки в деревне, то в памяти всплывет милое летнее село, а те же запахи в утреннем Париже будут вторичны. Если Париж был первым, то и бабушка не сможет его победить.
«Ой, это духи как у моей первой девушки!», - эту фразу вполне можно услышать от мужчины спустя 50, а то и больше, лет после появления той самой «первой девушки». Это может быть и что-то вроде: «Такое вино любил мой первый парень!». Тут мы говорим о прямой памяти на запахи, но все же ассоциация есть.
В большинстве случаев с подобными запахами люди встречались и потом, возможно они попадались и ранее, но тут уже играет эффект не чистого детства, а сильного эмоционального потрясения, а эмоции – это часто не осознанное, а значит более природное. Согласитесь, как бы он не выглядел, но в подавляющем большинстве случаев первый секс запомнится. Это к тому, что сильный эмоциональный толчок может перетянуть на себя даже детские обонятельные ассоциации. То есть мы снова видим, что нельзя найти общую для всех случаев формулу, и предсказать, что именно вы вспомните, столкнувшись с тем или иным запахом.
Нет, речь не об ароматах, исходящих от вас. Речь о субъективности вашей обонятельной памяти. Логично, что у каждого возникают свои воспоминания. И комплексы запахов каждым воспринимаются по-своему. В созвучии розы и апельсина, к примеру, у одного будет солировать цветок, а цитрус играть «на подпевках», а другой может и вовсе не расслышать розы. При этом раскрытие апельсина будет каким-то особенным – хорошим или плохим, неважно – другим, чем просто «голый» апельсин.
Это подводит нас к распространенному, привычному тезису:
Восприятие любого аромата, особенно если говорить о смеси нескольких запахов, крайне субъективно. Важно это и для ольфакторных воспоминаний. Прислушивайтесь к своим ощущениям, нюхайте свое прошлое, но не пытайтесь кому-то доказать, что выпечка – это обязательно бабушкина деревня, а мандарин – Новый год. Кто-то может ассоциировать новогодние праздники с селедкой, а запах цитрусов с освежителем воздуха в туалете. Ваше – это только ваше. Не отдавайте этого никому!
Есть такая теория, что человек, пришедший с определенным настроением в компанию людей, где преобладают совсем другие эмоции, может легко и быстро перестроить всю компанию на свой лад. Считается, что этому способствует масса различных факторов (умение убеждать, доносить мысль, харизма оратора и многое иное), но немаловажным считается и запах, с которым якобы передается настроение.
Митинг?
Доказательством стали эксперименты в некоторых американских университетах, доказавших, что, например, запах женских слез (что за запах, подскажите?) снижает уровень тестостерона у испытуемых мужчин. Запах пота испуганного мужчины вызывает страх в женщинах. Пот того же мужчины, взятый в моменты веселья, вызывает симпатии к его фото у тех же женщин, что еще недавно боялись. И таких экспериментов множество.
Сергей Полье, автор проекта Ваш-Аромат.ру
Я не могу и не хочу отрицать воздействие запаха на эмоции между людьми. У этого куча и исторических, да, наверное, и личных примеров у каждого. Не хочется снова погружаться в тему феромонов. Несмотря на множество исследований на эту тему, мне кажется притянутой за уши именно версия воздействие запахов на группу людей. Часто приводят в пример различные митинги, где, мол, выдающийся выступающий сможет организовать присутствующих для любых действий. Это то же факт, но скажите мне, причем тут запах? Орущий в микрофон в состоянии заполнить своим ароматом всю площадь? Запах передастся по цепочке от одного другому? Да ну…
Считается, что есть запахи непосредственно оказывающие положительное влияние на память вообще. В первых рядах называют розмарин. Эту тему настолько заездили, что появилась даже масса интернет-мемов, как с помощью этой пряности улучшают память… смартфонов или ноутбуков.
Улучшает ли розмарин память? Вопрос значительно сложнее, чем может показаться, но я смею утверждать, что для нас с вами это не принципиально. Дело в том, что даже сторонники этой теории указывают на различные элементы в составе растения или приготовленной из него специи, которые якобы и воздействуют на человека. Но чтобы это произошло, эти вещества должны попасть в организм. Другими словами - розмарин нужно съесть. В крайнем случае вдохнуть «хорошенько», например, с помощью ингалятора.
Розмарин и его масло
Сможет ли оказать сильное влияние на организм розмарин (а чаще и заменяющие его синтезированные запахи), содержащийся в духах? Даже если у этого растения действительно есть приписываемые ему свойства, вряд ли они смогут воздействовать на нас с вами через парфюмерию. Поэтому повторюсь, улучшает розмарин память или нет – с парфюмерной точки зрения это не интересно.
Это уже действительно работающий метод. Другой вопрос насколько он применим на практике. Исследования показали, что запахи, сопутствующие запоминанию чего-либо, позже помогают воскресить в память эти события, если использовать тот же аромат.
Такой пример. Разложите перед собой неизвестные или подзабытые формулы тригонометрии. Запоминайте одну, вдыхая запах апельсина, а другую, к примеру, томатной зелени и т.д. Позже, когда нужно будет вспомнить формулы, снова понюхайте апельсин, томатную зелень и пр. Формулы вспомнятся значительно быстрее.
Да, это экспериментально доказанный факт. Но его практическое применение, по крайней мере в указанном примере, сомнительно. Только представьте, что вы пришли сдавать экзамены, разложив перед собой цитрусы, ботву от помидоров и еще полную парту покупок из отдела «Овощи-фрукты». Или хотя бы флакончиков с этими ароматами.
Но обонятельные ассоциации работают. Мы уже говорили о памяти на давние события, связанные с запахами. В меньшей мере, но работает это в более простых цепочках «запах – память». Как это применять в жизни – тут уже у каждого должны быть свои лайфхаки. Скажу лишь, что применять методику на простых вещах, вроде формул, наверное, неправильно, а вот череду неких событий (к примеру, отдых в горах) запомнить можно. Тут только возникает другие вопросы: почему, собственно, такой прекрасный отдых вы должны забыть, а, во-вторых, скорее всего вас и так будут сопровождать множество оригинальных запахов.
Сергей Полье, автор проекта Ваш-Аромат.ру
И все же есть люди, которые беззастенчиво используют ольфакторные ассоциации. И имя им – маркетологи. Целые отрасли промышленности трудятся над созданием специфических ароматов, способных вызвать у покупателей ассоциации с чем-то вкусным, положительным, необходимым. Распылите эти ароматы возле полок супермаркета, пропитайте запахами условные бургеры, и число продаж несомненно вырастит. Лайфхак ли это? Для продавцов – несомненно.
Вот мы и пришли к главному, ради чего пришлось пробежаться по многим, на первый взгляд, разрозненным фактам. Соберем их вместе, подытожим имеющиеся у нас теперь сведения:
Обонятельная память существует :).
Запоминаются как сами запахи, так и связанные с ними события.
Чем ярче воспоминание, тем более плотно оно ассоциируется с конкретным запахом, даже если он присутствовал и при других, менее эмоциональных, происшествиях. При этом детское познание мира всегда более эмоционально, чем схожие события у взрослых.
Все, что запоминается в монозапахах, может быть представлено и в виде их миксов. При этом представить себе смесь ароматов можно, а вот к «смеси событий» это уже вряд ли применимо.
Ольфакторные ассоциации глубоко личные. Составить свое представление о каком-то еще неизведанном запахе по мнению других почти невозможно. Но прислушаться к таким мнения стоит – никак к истине в последней инстанции, а как к небольшому дополнительному инструменту выбора, наряду со всеми прочими.
Раз эмоции могут быть позитивными и негативными, то и воспоминания, вызываемые запахами, могут носить тот же эмоциональный окрас. От этого напрямую может зависеть симпатия или антипатия к конкретному запаху, а значит и к парфюмерному комплексу.
Аромат может оказывать эмоциональное воздействие не только на вас, но и на окружение. Это логично, и немаловажно для выбора.
На этих семи тезисах и остановимся. Их и будем применять далее для выбора парфюмерии по описанию.
Сразу оговоримся, что какого-то волшебного суперточного способа выяснить как звучит незнакомый парфюм по словесному описанию не существует. Все, что будет сказано далее относительно, и не только потому, что восприятие всегда субъективно, но и потому, что любой ингредиент в составе – это не более чем направление.
Тот же апельсин может означать массу различных проявлений этого цитруса – от его сорта, до определенной части (цедра, мякоть), концентрации, натуральности, процентного соотношения в общей композиции и т.д. Все, что будет сказано далее, есть довольно сложный способ примерного определения незнакомых духов.
Однако данная методика, если напрактиковаться в ее использовании, поможет исключать заведомо ненужные композиции. Это, в свою очередь, поможет сократить парфюмерный список желаний, что уже значит многое – как минимум, экономию времени и денег.
Этап 1. И себе, и людям
Давайте вспомним Правило трех носов, о котором мы ранее подробно говорили. Если коротко, то аромат должен:
Нравится вам.
Не раздражать близких (семью, друзей).
Не вызывать физиологического неприятия (в первую очередь, аллергию) у «третьего круга общения» (однокашники, коллеги).
Не раздражать и не вызывать неприятия – означает, что нравится ваши духи другим не должны. Хорошо бы, но необязательно. Первичны Ваши желания!
Об этих правилах мы вспомнили с одной целью: все дальнейшее желательно адаптировать и под ваш круг общения. Однако если на вашем уровне речь идет о конкретных составляющих, то для второго и третьего круга – на уровне исключения вреда, не более.
Этап 2. Составляем черно-белые списки запахов
Это без преувеличения самый сложный этап. И вся неоднозначность, и относительность метода буквально сконцентрирована в нем. Но без него ничего не получится!
Возьмите лист бумаги или файл в текстовом редакторе, и составьте свои белый и черный списки монозапахов. Не старайтесь сделать все и сразу. Просто начните, и оставьте их на столе / в гаджете. Как только будут приходить на ум новые симпатии и антипатии, пополняйте списки. «Апельсин – люблю, помидор – ненавижу», - именно такого простейшего уровня и должны получиться перечни ваших пристрастий.
Отдельными строками внесите заведомо нелюбимые вами духи, с которыми вы уже знакомы. Попробуйте проанализировать, что именно вам не нравится в них, для чего проверьте состав по нашему справочнику. Постарайтесь выделить конкретные составляющие (ноты), вызывающие у вас негатив.
Проделайте то же самое с заведомо любимыми или просто симпатичными парфюмами. Если в белом списке выявленных нот еще нет, добавьте их.
Помятуя о Правиле трех носов, попробуйте составить перечни опасных нот с точки зрения ваших близких. Внесите их в черный список отдельными строками.
Постарайтесь вспомнить приятные запахи, которые вызывают у вас симпатию, но никогда ранее не встречавшиеся вам в парфюмерии. Внесите их в белый список.
Попробуйте вспомнить какие-то приятные события вашей жизни, которые хотелось если и не повторить, то хотя бы не забыть. Не сопровождались ли и они какими-то ароматами? Да? Внесите эти запахи в белый список.
Если в памяти будут всплывать события неприятные, проанализируйте и их с точки зрения ольфакторной памяти. В черный список эту вонь!
Негативно могут воспринимать и сочетания вполне себе симпатичных вам ингредиентов. Если нечто такое встречалось или вспомнилось, занесите в черный список именно такие созвучия, лучше не более чем парные. Запишите их обособленно от остальных, и старайтесь избегать при выборе.
Не торопитесь. Чем тщательнее будут составлены списки, тем у́же окажется выбор, чего и необходимо добиться – выбрать себе некий перечень того, что будем пробовать.
Этап 3. Составляем списки желаний
Нельзя объять необъятное. Количество новинок, да и просто неизвестных вам еще духов исчисляется десятками тысяч. Все не проанализировать. Нужно определиться со списком желаний. В большинстве случаев есть те композиции, которые всегда хотелось попробовать, но «руки не доходили» - внесите их в свой вишлист. Есть и новинки, отзывы о которых вызвали у вас желание провести затест. Включите и их.
На данном этапе не скромничайте. Далее нам предстоит безжалостно сокращать этот список желаний, так что пока можете дать волю фантазии. Пусть список окажется внушительным, пусть включает в себя десятки, даже сотни ароматов.
Этап 4. Безжалостно сокращаем список деланий
Составили? Пришло время исключить из него лишнее. Открывайте в справочнике каждый из выбранных парфюмерных композиций, сравнивайте составы с черным списком, и смело удаляйте из вишлиста все, что содержит ваш негативный перечень. Так список желаний сократится в несколько раз.
Далее сверяйте ноты оставшихся ароматов с белым списком. Если в желаемых композициях нет указанных нот, отметьте их. Составьте из них отдельный список. Подумайте, может и из них что-то стоит вычеркнуть. Как принять такое решение, рассмотрим на следующем этапе.
Этап 5. Тренируемся!
Честно сказать, не большой я любитель всяких «духовных практик», медитаций и прочего. Но некоторые из их советов нам могут пригодиться, правда не в метафизическом смысле. На этом этапе ваша задача включать ольфакторную память, и вспоминать как звучат те или иные запахи. Расслабьтесь, представьте себе аромат выбранного ингредиента. Возможно, есть смысл снова прибегнуть к обонятельным ассоциациям, вспоминая запахи, сопровождающие некие события.
Это проще, чем может показаться. Куда сложнее представить их соединения. Сложно, но нужно. Постарайтесь мысленно смешать ароматы. Фантазируйте! Поверьте, в большинстве случаев, особенно имея определенный опыт, вы будете достаточно точно попадать в цель.
Тренируйте свою ольфакторную память и фантазию. Выберите из вишлиста 2-3 композиции, и представьте их звучания. Далее поступите простейшим, примитивнейшим образом – сходите в магазин и попробуйте! Совпало ожидание с реальностью? Если да, хорошо. Если нет, проанализируйте почему – что именно не дало вам точного представления. Повторите попытку с учетом сделанных выводов, но уже на других композициях списка.
Этап 6. Составляем шорт-лист парфюмерных «хотелок»
Во время тренировок обязательно появятся новые любимцы и «злыдни». Так бывает в 95% случаев. Исключите «хотелки» со «злыднями». Уберите и те духи, на которых тренировались. Вне зависимости от симпатии к ним – их вы уже знаете, и принять решение о покупке можете. Нам же нужны совершенно незнакомые композиции.
Осмотрите вишлист еще раз. Выделите особенно желанные. Остальные лучше перенести на вторую, третью и т.п. очередь. Предпочтительно, чтобы в списке осталась горячая десятка желаний. К другим всегда можно будет вернуться позже.
Этап 7. Пробуем!
Осталось самое приятное – тестирование. Берите список и отправляйтесь в магазин. Заказывайте пробники онлайн. Это кому как удобнее. Готовы не жалеть денег? Заказывайте себе всю десятку разом. У богатых свои причуды.
И снова, не торопитесь. Помните, пробовать за раз более трех ароматов не стоит. Обоняние может дать сбой. Но и тройками можно тестировать максимум до сердечных нот. Если будет желание услышать все ступени раскрытия, потребуется время, и больше одного парфюма за один раз лучше не брать.
В заключение пару слов о тех, кому не повезло. Редко, но встречаются случаи, когда ничего с ольфакторной памятью не получается. И запахи не вспоминаются, и фантазия рисует совсем не те композиции. Тогда можно поступить следующим образом:
Постарайтесь составить черный и белый списки, исходя из доступных знаний. Это будут значительно менее конкретизированные перечни, но с любимцами определиться получится.
Перейти на страницу нашего сервиса подбора духов по нотам. Ознакомьтесь с правилами, и пробуйте составить композиции из ингредиентов белого списка. Скорее всего полный перечень мало где встретится, поэтому придется поиграться с компонентами. Пробуйте дуэты или трио.
Выберите несколько ароматов. Исключите из них уже известные вам.
Из оставшегося списка, открывая страницы духов и просматривая составы, уберите те композиции, которые включают ноты черного списка.
Перед вами ваш вишлист. Попытайтесь сократить его, или хотя бы разбить на очереди. Пробуйте!
Вот такие непростые способы составления парфюмерных вишлистов на основании ольфакторной памяти и фантазии. Но «тяжело в учении, легко в бою». У большинства любителей духов данные «функции» либо уже развиты, либо отлично поддаются тренировки. Немного опыта, и составление таких «хотелок» будет происходить просто, машинально, интуитивно.
Если есть желание, посмотрите короткое видео на схожую тему, но имейте в виду, ролик может быть в определенной степени рекламным, и воспринимайте информацию с этой точки зрения:
Спасибо, что дочитали, и, конечно же,
Приятного вам аромата!
Сергей Полье,
Специально для Ваш-Аромат.ру
В качестве иллюстрации использован коллаж из материалов, найденный в свободном доступе в сети Интернеn
При использовании материалов гиперссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Все экспертные оценки являются субъективными мнениями авторов. Все фото кликабельны.
У нас всегда можно узнать о новинках парфюмерии, где купить женские духи и мужские духи, парфюмированная и туалетная вода, одеколоны, дезодоранты и много других представителей прекрасного Мира Парфюмерии.